Путешествие по родному краю

Рубрика: По просторам Казахстана
Выпуск №13, осень 2018

Увидеть мир – мечта каждого человека. Сколько всего нового и прекрасного таит в себе наша планета! Сколько на свете стран – столько и неизведанных далей, дорог и открытий. Кто-то хочет побывать в шумном мегаполисе с небоскребами и миллионами людей, кому-то хочется открыть тайны многовековых замков и дворцов, кто-то мечтает о теплом солнце на морском побережье, а кого-то манит нетронутая человеком природа. Но особенно привлекает природа родного края. Этим летом наш клуб «Экокрай» совершил несколько поездок по удивительному краю - Жетысу. Это земля контрастов и разнообразных природных зон: от жарких пустынь до суровой альпики и вечных снегов. В течение одного дня мы смогли побывать в нескольких природных зонах и насладиться разнообразными природными ландшафтами.

Наше путешествие в юго-восточную часть Алматинской области началось 30 июля, в 6 часов утра. Нас было семеро: Елена Рустемовна, Леша, Ника, Сеня, Алина, Руслан и я. С собой мы взяли все необходимое туристическое снаряжение, начиная от походной кухни и заканчивая спальниками и палатками.

Выехав из города Алматы, мы поехали на восток вдоль Заилийского Алатау. Через окна машины мы наблюдали за меняющимся пейзажем и наслаждались дурманящим запахом степных трав. По пути нам встречались небольшие поселки. Когда проезжали через поселок Нура, наше внимание привлек музей национальной охоты, и мы решили посетить его. Во время очень интересной экскурсии нам показали беркутов, собак тазы, а также продемонстрировали древние орудия труда, найденные на территории Казахстана. Оказалось, несмотря на то, что музей находится в поселке, он пользуется популярностью у иностранцев. По словам хозяев, сюда часто приезжают гости из России и Европы.

Затем мы поехали через перевал Кокпек и попали в Сюгатинскую долину, которая находится между хребтами Сюгаты и Торайгыр. Мы оказались в полупустынной зоне. Душистая степная растительность осталась позади, и нас окружали лишь редкие сухие кустарники. Воздух был жарким и сухим.

Миновав Жаланашскую долину, мы подъехали к каньону реки Темирлик. Вода, за миллионы лет, прорезала в осадочных породах глубокий и узкий каньон. Густая зеленая чаща из ясеня, тополя, ивы создает здесь комфортный микроклимат. Спускаться на машине по каньону было довольно весело, но чуть-чуть страшно из-за крутых склонов. Зато какие виды открываются!

Уже вечерело, и мы поставили палатки, разбили лагерь. Перед ужином решили устроить прогулку по каньону: любовались знаменитым «сфинксом», видели растущие рядом саксаул и реликтовый согдийский ясень.Затем мы поднялись в пещеру и насладились необычным видом. А еще мы видели дерево, которому не меньше 300 лет! Так же нам удалось увидеть зимородка, бурого голубя, синего каменного дрозда, ласточек и удодов.

На следующий день, выехав из Темирлика, мы поднялись по Кегеньскому перевалу и попали в Кегеньскую долину - одну из самых больших межгорных долин. С севера долину ограничивает хребет Кетмень. В нем есть необычайно красивое ущелье Комирши: в некоторых местах белые скалы создают причудливые формы рельефа, и на их фоне отчетливо выделяются темно-зеленые тянь-шанские ели.

Проехав по долине на восток, мы подъехали к уникальному озеру Тузколь. Первое, что привлекло мое внимание - огромное количество птиц! Я никогда в жизни не видела так много огарей! Мир птиц здесь очень разнообразен. Нам удалось увидеть таких редких птиц, как серый журавль, белохвостый орлан и журавль-красавка. Помимо них, на озере встречаются разные виды уток, чаек, куликов. Хочется отметить, что озеро имеет характерный для стоячего водоема запах.

Изюминкой озера является восхитительная панорама хребтов Центрального Тянь-Шаня, с высочайшей вершиной Казахстана – пиком Хан-Тенгри. На рассвете и закате снежная верхушка Хан-Тенгри вспыхивает красным цветом.

Вечером, когда мы только приехали, горы закрывали облака, и нам не удалось увидеть пик. Быстро стемнело, ужинали мы уже в темноте и очень замерзли. Но в шесть утра следующего дня были уже на ногах. Когда мы вышли из палаток, нас ошеломил великолепнейший вид на Хан-Тенгри. Это удивительно -увидеть воочию вершину, о которой прежде читал только в учебниках.

После Тузколя наш путь пролегал через долину реки Шалкодысу. Очень здорово ехать по долине, среди пестрого ковра разнотравья на фоне горных хребтов. В воздухе опять витал сладкий аромат степных трав, мы видели поля эдельвейсов. По дороге нам встретились рогатые жаворонки и множество хищных птиц – курганников. Поднявшись вверх по долине, мы свернули на дорогу, идущую на перевал через Кетмень.

На перевале нас ожидал великолепный вид. Очень интересно было видеть по одну сторону хребта степи и пустыни, а по другую - снежные вершины и хвойные леса. Спускаясь с перевала по серпантину, мы смогли сделать множество восхитительных фотографий. Спустившись, мы разбили лагерь среди елей. Рядом с лагерем нашли много земляники. Было так вкусно есть ее со сгущенкой и чаем за ужином! После ужина мы разошлись по палаткам, записывать свои полевые наблюдения.

На следующий день, выехав из хвойных лесов Кетменя, мы спустились на равнину и опять оказались в пустыне. У нас был значительный перепад высоты: с 3000 м (перевал Кетмень) до 500 м (г. Чунджа).

Проехав Чунджу, мы решили посетить еще одно интересное место - Богуты. По пути увидели степную агаму и сделали небольшую остановку, чтобы рассмотреть ее поближе. Когда мы начали фотографировать ее и подходить ближе, ее шея буквально начала синеть! Думаю, мы ей не понравились.

Горы Богуты фантастически красивы. Пейзажи этих мест поражают воображение. Горы сложены в основном из красной глины и прогуливаясь по ним, кажется, что ты находишься на другой планете, на Марсе.

После Богутов мы выехали на трассу и вернулись обратно в Алматы поздним вечером 2 августа. Во время нашего путешествия, я думала о том, как много прекрасных мест есть в Казахстане, на нашей родине! Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей смогли увидеть то, что увидела я. Не думаю, что есть много мест, где за несколько дней можно походить по жаркой пустыне, полюбоваться разнотравьем степей, прогуляться по хвойным лесам и поиграть в снежки. Эту территорию можно смело назвать чудесным краем Казахстана.