Как студенту-биологу повысить свою квалификацию в АСБК?

Рубрика: Открытый микрофон 

Выпускница КарГУ делится впечатлениями о своем участии в проекте «BALTRAK»

«BALTRAK» – удивительно, насколько родным для меня стал этот проект. При упоминании о нём что-то внутри моментально откликается, в памяти всплывают эпизоды, связанные с ним, начиная с самого старта. Теперь даже не верится, что я могла не попасть в него, а ведь такая вероятность была, и даже не единожды,
но каким-то удивительным образом всё срослось удачно для меня. 

Кстати, про старт… Мне часто задают вопросы об участии в этом проекте: как попала в него, зачем мне это
нужно было и так далее. Надеюсь, в моем рассказе одни ребята найдут ответы на эти или подобные вопросы, а других он просто воодушевит, и, возможно, наши ряды пополнятся новыми любителями и хранителями.

Итак, началось всё ранней весной 2015 года.
- Ирина, Ирина, да стой же ты! Слышала новость? Руководитель сказал, что есть возможность поучаствовать в какой-то экспедиции с иностранцами, им нужны волонтёры, - протороторила моя одногруппница.
- Ты серьёзно? А что за экспедиция? С кем? Куда? – начала спрашивать я, уже чувствуя, что должна принять в ней участие.
- Ничего не знаю! Пошли быстрей к декану, поговорим с ним, попросим взять нас, – ответила одногруппница. И мы дружно отправились в сторону деканата. Разговаривали недолго, и вроде всё прошло хорошо, мы даже оставили свои контакты, но не оставляло беспокойство и мысли «а вдруг не возьмут?», так как разговор всё время возвращался к тому, что девочкам очень сложно в экспедициях, и вообще , там нужны парни.

Счастью не было предела, когда мне позвонили и сказали: «Не передумала ехать в экспедицию? Если нет, завтра в 5 утра на вокзале, едем в Астану, в АСБК будет встреча по проекту». Ну вот, процесс запустился, и меня переполняли разные чувства, от желания кричать в голос «урааа» до страха перед неизвестным.

Утро. Вокзал. Поезд. Опять вокзал. Я до сих пор не знала, куда конкретно мы едем. Какое-то здание, офис, много людей, иностранцы… Мы прошли в большой кабинет. Отлично помню мелкую дрожь в теле. В тот день я начала осознавать, что для меня открывается возможность участвовать в чём-то действительно серьёзном. Нас познакомили с задачами проекта, а после встречи мы разговаривали с сотрудниками АСБК:
 окончательно разобрались, кто с кем будет работать и обозначили даты выездов.

Было решено, что я еду с орнитологами. Незадолго до выезда мне позвонили и сказали, что, в связи с форс-мажором, придётся немного подождать. Сказать, что я потухла после этих слов, всё равно, что ничего не сказать. Неужели моя поездка не состоится? Но через несколько дней мне вновь позвонили и сообщили, что всё изменилось, и теперь я буду ассистентом териолога.

В назначенный день, с приятным волнением, я выехала из дома навстречу своей осуществляющейся мечте. Дорога была длинная и утомительная, но от степных просторов невозможно было оторвать глаз, а ведь я тогда даже не предполагала, как круто изменится моя жизнь после этих встреч и выездов. Я просто ехала на заднем сиденье тогда ещё чужого экспедиционного «Соболя», и пыталась осознать всё происходящее со мной.

Первый выезд принёс мне знакомство с прекрасными людьми, с единомышленниками! Это действительно классное чувство – среди такого большого количества разных людей встретить своих. В первой же поездке было получено очень много знаний, приобретены полезные навыки, и главное - получать всю эту информацию и практиковаться было не в тягость, а даже наоборот. Нам нравилось расставлять и проверять мышеловки, работа с оборудованием тоже была интересна, а возможность повозиться с мышками, тушканчиками и другими грызунами воспринималась как награда. Хорошо помню, как в этот выезд нас проверяли «теньканьем» пищухи: «Как вы думаете, что за птица издаёт эти звуки?». Мы, естественно, начали гадать, что же это за птица. Именно тогда я впервые и узнала об этом зверьке. Нам вообще рассказывали много интересного и с большой охотой делились опытом. В этом нам очень повезло: команда была прекрасная, а руководитель выезда не смотрела на нас свысока и не стыдила за пробелы в знаниях, а относилась с пониманием и направляла в нужное русло.

Целью наших работ было понять, как распашка и выпас влияют на мелких млекопитающих (в основном, грызунов) в нашем регионе исследования. Для этого мы проводили их учет на площадках с различным уровнем антропогенной нагрузки, используя для учета разных групп грызунов разные методы; где-то применяли даже совсем новые подходы.

После первого выезда начало приходить понимание того, чем хочется заниматься, я ещё раз убедилась, что не зря мной была выбрана специальность биолога. И теперь каждая весна ожидалась с нетерпением: поскорее бы в степь, за глотком свежего воздуха, впечатлениями и новой порцией познаний.

Участники конгресса по суркам в Монголии

Поездки следовали одна за другой, и каждая оставляла приятный след в памяти. Происходили новые знакомства, расширялись и углублялись знания, оттачивались навыки. Уже легче стало разбираться в грызунах, а заодно и в птицах, углублялось понимание понятия «экология», узнавались новые методы исследований и имена учёных. С новой информацией менялся взгляд и цели, уже не хотелось наблюдать со стороны за ситуациями, хотелось принимать участие и двигать идеи. Но после каждой экспедиции становилось всё яснее, что без определенных умений будет крайне сложно заниматься исследованиями. Например, сталкиваясь с иностранными коллегами или при поиске качественной информации, я поняла, что без знания английского языка полноценного движения вперед не будет, а значит, надо срочно его учить.

Так же, благодаря «BALTRAK», мне представилась возможность написания магистерской диссертации с использованием собранных данных. Я применяла спутниковые снимки для изучения популяции байбака на территории двух областей. Помню катастрофическую нехватку времени: я не успевала ничего, карты прорабатывала в основном по ночам и выходным, а магистерскую писала в любое более или менее свободное время. Какое же было облегчение, когда я наконец-то закончила и защитила свою диссертацию. Но это нельзя было считать концом работы…

Почти сразу же после моей защиты в 2018 году, мы презентовали наши результаты в городе Улан-Батор (Монголия), на международном конгрессе по суркам – это был мой первый опыт участия в международной конференции. Но ещё большим сюрпризом для меня была поездка в этом году в Германию, город Мюнстер, на финальную встречу проекта. Я должна была и здесь презентовать результат своей работы перед всеми партнерами на английском языке. Это было самое волнительное в моей жизни выступление, и я никогда не забуду этот опыт, а уж тем более - пережитые чувства. На этой встрече я осознала окончательно, в насколько большом проекте мне посчастливилось участвовать, с какими умными людьми мне довелось познакомиться, а с некоторыми и поработать, какой отличный опыт и, главное, огромная мотивация были получены. Я рада быть частью этого проекта, пройти его от стартовой встречи до финала, видеть результаты и понимать, что я выросла в нём и как специалист, и как человек. Спасибо АСБК за возможность участия в BALTRAK, а проекту спасибо за знакомство с замечательными людьми и профессионалами своего дела.

Координатор проекта «BALTRAK», Алена Кошкина: сейчас в образовании сложилась ситуация, при которой выпускникам биологических факультетов, интересующимися именно полевой биологией и охраной природы, очень сложно получить хорошую практику и, не имея опыта, потом найти работу по профессии. В зоологии Казахстана утеряна преемственность: уходят целые поколения ученых, и начинающим специалистам перенять их опыт почти невозможно. АСБК старается частично заполнить этот пробел: почти в каждый проект мы приглашаем студентов, пытаемся организовать для них достойную полевую практику, вдохновить еще не определившихся в профессии выбрать именно охрану природы. Многие нынешние сотрудники АСБК в прошлом – такие же студенты, выросшие профессионально в проектах, где начинали полевыми ассистентами.

А. Кошкина и И. Григорьева на конгрессе по суркам

Цель проекта «BALTRAK» – выяснение влияния сельского хозяйства на биоразнообразие степей, включая растительность, население птиц и зверей, а также выработка рекомендаций для того, чтобы можно было найти правильный баланс между интересами охраны природы и сельхозпроизводством. При этом, для студентов проект был отличной возможностью поучаствовать во всех этапах прикладного биологического исследования – от планирования и отработки методик, до написания научных статей и презентации своих результатов на конференциях. И все это в международной команде опытных ученых – здесь и практика языка, и поездки, и знакомство с такими же студентами из других стран. Такая поддержка студентов была одной из наших целей, ведь в проектах, финансируемых Фондом Фольксваген, повышение знаний – один из обязательных компонентов. 


Автор материала:

ИРИНА ГРИГОРЬЕВА
ассистент проекта


Похожие статьи